Валерий Пермяков: псих, ведомый или жертва провокации?

Разместил: Елена
30.01.2015
Валерий Пермяков: псих, ведомый или жертва провокации?

Корреспонденты Елена Попова и Надежда Пеньковская побывали на родине российского солдата Валерия Пермякова, 12 января расстрелявшего армянскую семью в городе Гюмри, пытаясь выяснить, что могло толкнуть этого молодого человека на преступление, ставшее причиной серьезных проблем в российско-армянских отношениях.

Эта история, как перевал Дятлова. Темная загадка. С множеством версий - от логичных до безумных. И никто не может внятно объяснить, что случилось. Только события на перевале - дела давно минувших дней и уже вряд ли решат чью-то судьбу... Убийство в Гюмри произошло 12 января и слишком много интересов затронуло: и человеческих, и национальных, и государственных.

Главный вопрос - зачем русскому солдату-срочнику Валерию Пермякову убивать армянскую семью? Такое мог совершить или сумасшедший, или наркоман. Чтобы потянуть хоть за одну ниточку, надо ехать в Читу, оттуда - в Балей. Из Балея - в Отмахово, горняцкий район, где живет семья Пермяковых. Там мы и тянули ниточки, проверяя все возможные версии. Все - вплоть до самых безумных.

Пермяков

Пермяков

Пермяков

Пермяков

Фотографии убитых членов армянской семьи.

Версия № 1: Псих?

Вообще в Отмахове и Балее можно сойти с ума без особых причин. Пейзажи - словно кадры из фильма-катастрофы. Кажется, люди давно покинули эти места.

Приехали мы в Отмахово вечером. На улице темень непроглядная, ни одного фонаря, потому не сразу замечаешь признаки жизни. Но люди живут здесь рядом с развалинами, живут в двухэтажных бараках с заколоченными окнами. В таком бараке квартира Пермяковых. Подниматься на площадку надо, держась за стенку, обкатанные ступеньки покрыты коркой льда. Фонарик вырывает из мрака единственную железную дверь, совсем новую, с крупным номером квартиры.

Родители Валерия Пермякова - Павел Геннадьевич и Мария Кузьминична - дверь открывают. Со скрипом. Но на порог не пускают.

В их ответах на вопросы о сыне не проскальзывает ни одной эмоции. Отвечают односложно. Как только Павел Геннадьевич начинает говорить более пространно, Мария Кузьминична толкает мужа в бок.

- У нас была комиссия из Читы. Взяли подписку о неразглашении. Мы не можем говорить. Обычный он парень был. Учился на четверки, бывали и тройки.

- Компания у него была?

- Ну да. Такие же парни местные - вместе в армию и пошли.

- Наркотиками ребята баловались?

- Мы сына даже пьяным никогда не видели. До армии он и не курил даже. Хотя да, на службе начал курить.

- Может, проблемы со здоровьем были какие? - спрашиваем в самом общем смысле, но родители резко сужают этот смысл:

- Ненормального в другую страну не пошлют! Мы часто разговаривали по телефону, все у него хорошо было. В Армению сам попросился. Хотел служить. И он несколько раз приезжал из Армении в Читу, сопровождал комиссованных. Сумасшедшего бы не послали!

- Да у него вообще никаких проблем со здоровьем не было! - это говорит уже военный комиссар по городу Балей и Балейскому району Александр Логиновский. - С 14 лет, как и все мальчишки, в военкомате медосмотр проходил. Если бы что было, уж, наверное, выявили бы. Когда комиссия приехала, мы всю документацию поднимали, смотрели...

Военком курит одну папиросу за другой. Мороз уже перевалил за -30, а мы все стоим на улице. Одна из нас вдыхает морозный воздух поглубже, чтобы задать очень неприятный вопрос: насколько можно верить выводам призывной комиссии - они никогда не отличались глубиной... Не успевает.

Пермяков

- Сейчас же знаете какие препараты есть, действие на несколько часов, накачали его, а потом раз - очнулся у турецкой границы, - задумчиво произносит офицер, вспомнив, где задержали солдата погранцы. - Да откуда он вообще знал, где эта турецкая граница?!

- На него легко могли воздействовать?

- Запросто. Он податливый был парень, безответный такой, покладистый. Мог поддаться влиянию, мог. Эх, мы ж его вот с такого возраста помним. - Александр Федорович показывает рукой росточек семилетки.

Не на шутку переживает военком, он же Пермякова в армию отправлял.

- И участковый наш Валерку знает, он у них сначала учителем физкультуры был. Поедем к нему?

- Поехали!

Но участковый «на выезде». С полицией комиссия поработала основательно. На вопрос о Пермякове - выразительный взгляд и пальцем в небо. Ясно без слов. Все дали подписку. Все молчат - кабы чего не вышло.

Единственное, о чем говорят все - и близкие, и далекие, - психом парень не был. И врачи, и не врачи подтверждают...

Пермяков

Это обычный пейзаж для Балея. Среди таких руин люди живут последние 10 лет. Но многие кайфуют - анаша в Забайкалье растет плантациями.

Версия № 2: Спайсовый наркоман?

От Читы до китайской границы 480 километров. У жителей Забайкальского края в ходу поговорка: «Прапорщик не птица, Маньчжурия не заграница». Не оттуда ли пришла зараза, задурманившая мозг Пермякову?

- Валера окончил 9 классов и вроде поехал поступать в Читу, - припомнила завуч Отмаховской школы Ольга Устинова, - в читинское профтехучилище № 33. Но потом смотрю, он отцу по ремонту холодильников помогает, не поступил, значит.

Не поступил. Родители передумали - решили уберечь от дурного городского влияния. Но в Чите он все-таки жил некоторое время, значит, теоретически мог этому влиянию поддаться.

В субботу в училище идут занятия по вождению. Мастера расписывают достоинства среднего специального образования. И радужные перспективы его применения.

- А с наркотиками как у вас?

- Вот только прошла комиссия, всех ребят проверяли. Ничего не выявили.

Сплошные комиссии колесят по Забайкальскому краю. И никак ничего не выявят.

- А спайсы?

- Че?

- Спайсы... Ну вид наркотиков такой.

- Спайсы-ы-ы... Что-то не слышали.

В Балее о спайсах представление примерно такое же. Рассказываем, как по всей стране прокатилась волна отравлений новой гадостью. Вспоминаю, какие ужасы творят люди под кайфом, а потом не могут вспомнить ничего.

- Слава богу, до нас это еще не дошло, - в один голос твердят балейцы. - Место у нас глухое. Это все где-то там, - машут неопределенно, в сторону Казахстана.

Да зачем им спайсы синтетические, когда свой продукт натуральный плантациями растет.

- У нас этой конопли - в каждом дворе, поля выкашиваем, наркоконтроль студентов соберет, и поля жгут. А она опять растет - зараза, - ругается военком...

- Валера не баловался?

- Нет. Я же вам говорил - семью эту знаю хорошо.

Получается, Валера Пермяков рос, как исключение из правил. Не пил, наркотиками не баловался, вежливый, работящий, помогал отцу в мастерской бытовой техники. Рыжий, одним словом. Его и в школе по малолетству так дразнили: рыжий-рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой...

А я дедушку не бил...

Или все-таки?

Пермяков

Валерий Пермяков в школе занимался в военно-патриотическом кружке. По словам учителей, мечтал служить в армии.

Версия № 3: Дурное влияние?

- Добрый, отзывчивый, учился на троечки, но сделаешь замечание, он исправляется, - повторяют как зазубренный урок учителя Отмаховской школы.

- Мы жили с ними за стенкой, а с дочкой моей он в одном классе учился, - рассказывает завуч Ольга Устинова. - Так Юля, бывало, попросит: Валера, воды принеси - принесет. Дров наколи - наколет.

- Он вообще никого не мог обидеть. Такой добрый. Он мне валентинку на 14 февраля подарил. Сам все разрисовал. Прихожу, а она лежит. Открыла, а там сердечки-сердечки, - одноклассница Настя чуть не плачет от умиления и жалости.

- Так это твоя первая любовь?

- Нет, - смущается Настя Тошлакова. - Не в моем вкусе. Он слишком... как бы вам сказать... ведомый был.

Тихий, скромный, безотказный, мухи не обидит, за всю жизнь не подрался ни разу, валентинки девочкам рисует, косы заплетает. А они его не любят. У него и подружки-то не было. Вот она - благодатная почва для обиды на весь мир и - как следствие - дурного влияния со стороны плохих парней. Но... все в один голос говорят, что и среди пацанов друзей не было. Одноклассники признаются - хороший парень, но держался особняком.

А с девчонками легче ему было общаться потому что привык - четыре старших сестры у Валеры. Есть еще брат. И брат тот сидит - покушение на убийство. А яблочко от яблоньки, как известно... Тем более старший брат всегда авторитет. Вот она темная личность, ставшая примером? Тем более, что рассказали мне и другую версию.

Версия № 4: Вписался за брата?

Версию с карточным долгом мне рассказали собеседники в Чите. До Балея эти слухи еще не докатились. Весь предлагаемый сюжет укладывается в тюремный фольклор - слова бы зарифмовать, и можно исполнять под музыку.

Пермяков

Старший сводный брат Пермякова живет по принципу: вышел, украл, избил - в тюрьму.

Итак... Старший брат мотает срок, проигрывает в тюрьме крупную сумму. Карточный долг - дело святое. Возвращай, а то перо в бок. Старший шлет весточку младшему. Чтобы сняли долг, надо в далеком Гюмри вырезать семью - заказ от пахана. Младший служит в армии и просит отцов-командиров отправить его в Армению. Черное дело сделано. Долг снят. Старший может спокойно спать на тюремной шконке. А с младшим теперь, как карта ляжет.... Вот такой фольклор. История с карточным долгом может показаться невероятной, кому угодно, но не забайкальцам. Зон здесь - как грибов после дождя...

Но это лирика. А вот что на самом деле.

Когда Валерий родился, брат уже год, как сидел. Попался по малолетке на краже. Только вышел и - опять за решетку. Покушение на убийство - застал сожительницу с любовником. Получил восемь лет. Сидит по сей день. В Балее его никогда не видели. Семья переехала, когда Валера учился в третьем классе. Старший брат на младшего не то что повлиять не успел, но и даже подружиться с ним... Тем более - брат сводный...

Версия №5: Месть?

Но блатная версия - не самая фантастическая... 19 января в Интернете появилась информация якобы с первого допроса Пермякова и его признанием, что расстрелял семью Аветисянов из мести. Мстил за убитых маньяком в середине прошлого века Москве и Подмосковье женщин и детей. Убийца был армянских кровей и звали его Владимир Иоанесян. Но все помнят его под кличкой Мосгаз. Якобы одна из жертв - 12-летний Миша Кулешов дальняя родня Пермякова.

Новость с восторгом подхватили сайты и блоги - солдат отомстил родным маньяка за смерть своего родственника.

Несколько цифр. Кулешова Мосгаз убил в 1963 году в Иваново. Павел Пермяков родился в 1966-м в Свердловской области. Валерий Пермяков родился в 1996-м в Забайкалье. Сериал “Мосгаз” показали в 2012 году. Но там Владимир Иоанесян превратился в русского парня Влада Вихрова. А 19 января 2015 в день, когда азербайджанский сайт озвучил версию Мосгаза, Первый канал снова начал показывать сериал.

Но мы условились проверять все версии - делать нечего. Спрашиваем про возможную связь дела Мосгаза с Пермяковым. В Балее лишь пожимают плечами. И смотрят на нас как на маньяков.

Все что смогли выяснить - Кулешовы и Пермяковы родственниками не являются.

Версия № 6: Сектант?

Семья Пермяковых всегда держалась вместе. Все они (кроме брата, сидящего в тюрьме) члены религиозной организации «Христианская церковь “Вера. Надежда. Любовь». В свою очередь эта организация принадлежит к Российской церкви христиан веры евангельской в Забайкалье. Некоторые называют их пятидесятниками. И сектантами.

- Мы не сектанты! У нас вера евангельская. Нас все уважают, - говорит Мария Пермякова.

Уважают, это правда. Худого слова ни от кого о них не слышала. И тем не менее - могло ли произошедшее быть связано с нестандартной верой парня и его родителей?

- Господи! И вы туда же?! - сокрушается Артем Жуков, профессор Забайкальского госуниверситета, главный специалист-религиовед края. - Отстаньте вы от этих несчастных пятидесятников!

Пермяков

Родители Мария и Павел Пермяковы - пасторы религиозной организации Христианская церковь «Вера. Надежда. Любовь» в городе Балее.

- Почему несчастных?

- Потому что их пытаются связать с бойней в Армении. Но с таким же успехом можно сказать, что виновата бабка-повитуха, которая этого парня принимала... Евангельская церковь достаточно миролюбива. Они ведут миссионерскую деятельность, занимаются благотворительностью - в тюрьмах, домах престарелых.

- Создают приюты для наркоманов...

- Да, в крае их достаточно. Лечат оступившихся.

- Какие методы воздействия они используют?

- Это мне неизвестно.

- Но не сектанские ?

- Такое понятие как секта к официально признанным конфессиям неприменимо. Это просторечное, бранное выражение. В России евангельская церковь не запрещена. Это не секта. Пока деятельность религиозной организации не признана вредной и опасной, она действует в рамках закона. Не там вы ищете причину трагедии в Армении.

Версия № 7: Провокация?

- А почему вы не рассматриваете версию провокации, чтобы поссорить Россию и А